Воспитательная работа

Организация воспитательной работы в школе

Цель воспитательной работы школы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи:

· Формировать у обучающихся гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России.

· Совершенствовать оздоровительную работу с обучающимися и прививать навыки здорового образа жизни.

· Развивать коммуникативные навыки и формировать методы бесконфликтного общения.

· Создавать условия для адаптации обучающихся старших классов, прибывших из других школ.

· Поддерживать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности, активизировать работу ученического самоуправления, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД.

· Создать условия для участия семей в воспитательном процессе.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

· принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

· принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

· принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям;

· системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

· комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

· организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;

· личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;

· возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для выяснения эффективности использования методов, форм, поиска оптимальных путей воспитания в школе, его положительного и отрицательного воздействия на обучающихся, ежегодно проводится диагностика воспитательного процесса. Для выявления уров​ня воспитанности проводится анкетирование, в ходе которого проверяется отношение обучающихся к учебе, труду, родному краю (природе), людям, самому себе. При анализе данных выявляется один из уровней воспитанности (высокий, хороший, средний, низкий).

Воспитательная система школы складывается из работы администрации школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, методического объединения классных руководителей, совета по профилактике правонарушений, ученического самоуправления, работы библиотеки.

Большое значение коллектив уделяет сохранению, созданию и отработке традиций школы. Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма: обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.

Основные традиционные мероприятии:

· Праздник «День знаний»

· Ученическая конференция

· Праздник « Посвящение в Первоклассники»

· Мероприятия, посвященные Дню Учителя

· Дни Здоровья

· Мама, папа, я – спортивная семья

· Смотр-конкурс строя и песни

· Мероприятия, посвященные Дню матери

· Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

· Мероприятия, посвященные Международному женскому дню

· Акции «Забота», «Георгиевская ленточка», « Подари книгу»,

· Школьный фестиваль проектов

· Праздничные программы в 4, 9, 11-х классах, посвященные Последнему звонку

· День школы

· Конкурс учительства и ученичества «Школа первая моя»

· Коммунарские сборы

и многое другое

Сеть объединений ​​​дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника.

Воспитательная работа в школе строится на основе ​Программы развития. План работы школы составлен в рамках деятельности основных направлений Российского Движения школьников. 

Гражданско–патриотическое воспитание школьников осуществляется по следующим направлениям: гражданско-правовое воспитание, патриотическое воспитание, воспитание толерантности, нравственное воспитание, экологическое воспитание.

Формирование правовых знаний, политической грамотности, законопослушания и ответственности за правонарушение осуществляется через:

- профилактическую работу;

- взаимодействие школы с городскими службами, работающими с молодежью

- работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).

Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам, к людям, к себе, к труду, оказывается помощь ветеранам и пожилым людям.

Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение традиционной народной культуры, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний. Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам, к людям, к себе, к труду.

Успешно решается проблема воспитания любви к своей малой родине: проводятся встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия города, под руководством учителей ученики создают презентации, проекты, альбомы о родном крае. Ведется исследовательская деятельность по изучению истории родного района.

С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе проводятся:

- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- использование в образовательном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно—консультативная работа: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: турслеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций.

В школе работают спортивные кружки и секции. Идет работа над созданием Школьного спортивного клуба. Школьники принимают участие во всех районных соревнованиях. Большое значение уделяется проведению школьного этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» и соревнований по программе ГТО.

Одним из основных направлений воспитательной работы школы является художественно - эстетическое направление. Это индивидуальная и коллективная работа, разнообразные художественные выставки, фестивали и конкурсы детского творчества, конкурсы рисунков и плакатов, участие в районных и областных вокальных конкурсах юных исполнителей, подготовка и проведение концертов с использованием разножанровых номеров.

В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективного средства обучения и воспитания подрастающего поколения, а также совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы, в школе проводятся традиционные экологические десанты и субботники.

Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

· ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

· психолого-педагогическое просвещение: общешкольные лектории, поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;

· вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой в классе;

· участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы;

· участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия;

· участие в работе классных и школьного родительского комитетов,

· корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической

· помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренных);

· оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания;

· индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;

· аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.

В школе организованы родительские комитеты классов и Родительский совет школы с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

В школе реализуется программа мероприятий профилактики правонарушений, которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов.

Программа осуществляется в следующих направлениях:

· разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической направленности;

· диагностика обучающихся, процесса и условий их развития;

· организация взаимодействия с заинтересованными городскими службами;

· правовое воспитание обучающихся;

· социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;

· работа с педагогическим коллективом;

· работа с родителями;

· формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.

Работа классных руководителей организуется через методическое объединение классных руководителей, цель которого – повышение знаний классных руководителей по теории и практике воспитательного процесса, овладение теорией методики коллективного творческого воспитания, оказание помощи при подготовке, проведении и анализе мероприятий, коллективных творческих дел. На совещаниях методического объединения рассматриваются нормативные документы, федеральные и региональные законы. Каждый классный руководитель строит воспитательную работу в классе в соответствии с Программой развития школы, воспитательной рабочей программой и календарным планированием классных мероприятий


​Об отдыхе и оздоровлении детей​