Образование учащихся с ОВЗ

Информация об обеспечении возможности получения образования

инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Цель : создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

1. обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и инвалидов на получение бесплатного образования;

2. сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

3. создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и инвалидов

​1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. ​ Особенности конструкции здания МБОУ СОШ №1 г. Охи не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время вход в образовательное учреждение не оборудовано пандусом. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо. На первом этаже здания в блоке начальной школы установлены опорные поручни. Туалетная комната оборудована поручнями опорными и откидными

2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

​Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом - психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Формы работы:


  • ​Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
  • Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • ​Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество. 
​При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Есть педагоги, которые прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.
3. Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
​Организовано 2-х разовое горячее питание в школьной столовой (горячий завтрак и обед). Обучающиеся начальных классов и дети из малоимущих семей получают дополнительное питание в виде бесплатного обеспечения молоком в рамках губернаторской программы ежедневно
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
​Здание  МБОУ СОШ №1 г. Охи оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. 
5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям.
​Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом  МБОУ СОШ №1 г. Охи  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры)

 Имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

6. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
​На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа  Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом.  Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
7. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
​На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. 

На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В школе организованы кружки спортивной направленности: «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис»; «Спортивная гимнастика» внеурочная деятельность: «Здоровей-ка», «Сильные. Смелые. Ловкие», «Черлидинг». В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных  спортивных мероприятиях.

На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный  фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки. 

В рамках воспитательной работы проводятся  акции,  конкурсы и викторины на тему: «Я за здоровый образ жизни». 
​8. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ.​Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Социальным педагогом  ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Оборудование, имеющиеся в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья


№ п/пНаименованиеКол-во
​Для слабовидящих обучающихся
​1.Калькулятор электронный с речевым выходом
3
​2.​Двусторонняя тактильная панель​1
​3.​Навигационная система д/слабовидящих «Парус​1
​4.

 Глобус для слабовидящих 

​1
​Для обучающихся с нарушением двигательной активности
5.​​Специализированный модульный комплекс для поддержки и коррекции поясничного отдела​1
​6.​Ходунки Архимед FS9125L 1​
Оборудование для кабинета логопеда
​7.

 Весовой набор 

​1
​8. Логопедическое зеркало с отверстием ​1
​9.Набор фигурок ​1
​10.​Обучающий набор «Правила этикета»​1
​11.​Палочка-балансир​1
​12.​Тактильные цифры и математические знаки1​
​13.​Выносная компьютерная кнопка большая1
14​.​Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками​1
​15.​Система выводы звуковой информации​1
16.​​Специализированная клавиатура с увеличенным размером клавиш1​
​17.​Малоразмерная видеокамера для фиксации и передачи в сети Интернет​1
​18.​Персональное многофункциональное устройство для ввода и вывода звуковой информации​1
​19.Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья​​1
​20.​Цифровая фотокамера​1
​21.​Настольная панель для развития мелкой моторики и цветового и тактильного восприятия​1
​22.​ Видеоувеличитель 1​
​23.​Персональное многофункциональное устройство для ввода и вывода звуковой информации​3
​24.​Беспроводная система вызова помощи «Пульсар-3»2​
​25.​Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1​
​26.​Комплект цифрового учебного оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений​1
​27.​Печатное многофункциональное устройство​1
​28.​Комплект терапевтических мячиков​1
​29.​Муляж артикуляционного аппарата​1
​30.​Набор логопедических зондов1​
​31.​Слухоречевой тренажер​1
​Оборудование для кабинета психолога
​32.​Программно-тренажерный комплекс «ПБС-БОС» пятиканальный (психоэмоциональный)​1
​33.​Настенное панно «Водопад»​2
​34.​Комплект «Сенсорный дуэт»​2














Количество обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 1 г.Охи на 01.10.2017


№ п/пУровень образованияКоличество обучающихся с ОВЗРазмер стоимости двухразового питания (руб)
​1.​Начальное общее образование​14​3235
​2. ​Основное общее образование ​23​4460


http://sakhalin-gov.ru/doc/42397 

http://sakhalin-gov.ru/doc/42829