Логопед

Дизорфография

Одной из главных задач любого родителя – это социальная адаптация ребенка. Результаты во многом зависят от того, будет ребенок в школе чувствовать себя комфортно или будет ежедневно на протяжении 9 – 11 лет находиться в ситуации неуспеха. А это в свою очередь зависит от того, справляется ребенок с программным материалом в классе или нет. Основной причиной неуспеваемости детей является затруднение или невозможность овладения навыком чтения и письма.

Многие школьники с трудом овладевают такими сложными процессами, как чтение и письмо. А в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не помогает. К тому же ребёнок как бы «не умеет» эти правила применять. Все это ставит в тупик не только родителей, но и педагогов.

Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка, а также способствует формированию негативного отношения к учёбе. Стойкие нарушения в овладении орфаграфическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в период начального обучения письменной речи, но и в средних и старших классах. Раньше таких детей считали лодырями, не поддающимися стандартному обучению. На них махали рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз –дизорфография . По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Что же это такое — ДИЗОРФОГРАФИЯ?

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интелекта и устной речи.

Дети с дизорфографией принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симпотматики дизграфии.

Ошибки, которые должны насторожить!

- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-уи т.д.

- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия.

- Отсутствие границ предложений, т.е пишут без знаков препинания. Не пишут заглавную букву в начале предложения.

- Ошибки в написании безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных, парных согласных.

- Ошибки при написании слов с такими орфограммами, как ЧК — ЧН, ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ..

- Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), ошибки при написании слов с разделительным ьзнаком.

- Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

- А также распространениы ошибки на согласование в роде, числе, подеже.

( Например, из проверочного диктанта, снагетым солнцом тропинки, с нагретой солнце тропинкой.)

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт проводятся групповые (6 - 10 человек) 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи.

Правила посещения логопедических занятий.

- Тем учащимся, которым рекомендованы логопедические занятия, должны без пропусков, систематически посещать логопункт.

- Необходимо завести тетрадь, обернуть её в обложку. (не подписывать!) ( для логопеда или для работ по логопед)

- Обязательно закреплять дома материал, выполняя задания, которые дети получили на логопедическом занятии. Доказано, что из услышанного запоминается лишь 20%, от увиденного – 40%, а из того, что сделано – 80%. Поэтому закреплять дома учебный материал обязательно.

Если вам необходима более подробная консультация, то вы можете обратиться в 18 кабинет, где я работаю ежедневно с 10.00 до 14.00.

Дисграфия. Дислексия.

Одной из главных задач любого родителя – это социальная адаптация ребенка. Результаты во многом зависят от того, будет ребенок в школе чувствовать себя комфортно или будет ежедневно на протяжении 9 – 11 лет находиться в ситуации неуспеха. А это в свою очередь зависит от того, справляется ребенок с программным материалом в классе или нет. Основной причиной неуспеваемости детей является затруднение или невозможность овладения навыком чтения и письма. Почти во всех случаях степень нарушения письма и чтения находится в зависимости от уровня развития устной речи ребенка. Если ребенок идет в школу с общим недоразвитием речи, т.е. у него нарушено звукопроизношение, затруднения в произношении сложных слов , бедный словарный запас , не сформирован грамматический строй речи, недостаточно развито фонематическое восприятие (не может посчитать и выделить звуки в слове , определить на какой звук начинается и заканчивается слово, сколько звуков в слове), неправильно строит предложение («Папа вчера машина уедет»), не может рассказать, что он видел в гостях или цирке, то, скорее всего в начальной школе у него будет выявлено нарушение чтения и письма.

Стойкое нарушение письма, т. е. одни и те же ошибки в письменных работах, которое не устранено к окончанию начальной школы, носит название ДИСГРАФИЯ, а наличие стойких, повторяющихся ошибок при чтении – носит название ДИСЛЕКСИЯ.

Какие трудности могут возникнуть на начальном этапе обучения чтению и письму?

- Ошибки в пространственном расположении элементов;

- Неумение видеть строку, нарушение соотношения элементов, замены букв в и д, написание лишних элементов: и - ш;

- Ошибки при письме: пропуски согласных и гласных букв, замены согласных букв близкими по звучанию (з - с, д - т, к - г и т.д.)

- Слитное написание предлогов и слов, отсутствие границ у предложений (отсутствие точек ).

Часто взрослые считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами ребенка: мол, не умеет слушать объяснения учителя, невнимательный при письме, небрежно относится к работе и т.д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: в первую очередь это задержки психического или речевого развития, нарушения слуха или зрения, недоразвитие устной речи.

Следует знать, что стойкие нарушения письменной речи могут возникать и у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых психических процессов, которые могут ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом и чтением. Несчастье таких детей заключается в том, что родители не осведомлены в этом круге проблем, не знают, что существуют такие состояния, дисграфия и дислексия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.

Ребенку в первом классе будет легче, если он…

- ориентируется во времени: знает времена года, названия месяцев, времени суток, дней недели; ориентируется в пространстве: как расположены предметы относительно друг друга выше-ниже, слева, справа от…; в собственном теле: левая рука, правая нога, левый глаз, правое ухо;

- различает близкие по звучанию звуки п-б, з-с, в-ф, к-г, ш-ж, т-д, ч-ть, с-з, и др.; слова почка-бочка, суп-зуб, речка-редька, лак-рак, крыша-крыса, плащ-плач… и др.;

- умеет составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, о поездке на дачу..;

- умеет изменять слова по числам (лист – листья), родам (сладкий-сладкая-сладкое), по падежам (суп – в супе – нет супа), образовывать новые слова (железо-железный, сапог- сапожище- сапожок);

- может ответить что лишнее: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет. И т. п.» и объяснить почему;

- может исправить: «Машина стояла около домом. Родной дочь. Кот спрыгнул от печки. Зима пришла, потому что река замерзла. И т.п.»;

- ответит на вопросы: «Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?»;

- может запомнить и повторить ряд из 4-6 чисел , ряд из 7-10 слов;

- умеет играть в игры с правилами (не нарушает правила, не нервничает);

- понимает и четко выполняет инструкции взрослого (Саша, посади мишку на диван, а мяч положи под стул. Отнеси бабушке полотенце, а мне принеси с кухни чашку).

В какие игры играть перед школой?

Играйте дома, на улице, в дороге :

1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

2. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.

4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.

7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

8. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное – несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.

9. Учить сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение.Троллейбус остановился у светофора и др.), скороговорки.

10. Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку,.. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз,.. и т.д.»

11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

12. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).

13. Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука – ?.. (ручка), язык – ?..

14. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы: ! ! ,!! !! , ! !! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! , !! ! !! , !! !!! ,… Ребенок слушает и старается его воспроизвести.

Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д

Логопед МБОУ СОШ№1 Колесникова Яна Борисовна